Понятие  “Дух”,  информация  и

Самовосстановление  организма

(логический подход)

Мельницкий В.Н. к.б.н.

E-mail: Melnitsky@bk.ru

 

К р а т к а я  а н н о т а ц и я

Термин -<правильное> дыхание (в понимании Древне-Восточной философии и медицины) можно объяснить с позиции современной науки как дыхание организма в условиях умеренной стрессовой нагрузки, когда в здоровом организме возникает состояние кратковременной обратимой гипоксии и создаются условия для удаления всех поврежденных и ненужных элементов организма.

В понятие <правильное> дыхание включается а) генерация энергии, и её распределение в организме. <Правильное> дыхание очищает организм и переводит его на более высокий энергетический уровень за счёт повышения КПД всей массы энергопроизводящих элементов клеток - митохондрий. б) удаление поврежденной структурной матрицы информационной системы ДНК больных клеток организма (вредные мутации), когда происходят модификационные изменения информационной программы генома.

Информация может видоизменяться за счет отбора (селекции) полезных мутаций, или  за счет удаления клонально размножившихся больных мутированных (вредные мутации) и недееспособных клеток. Первый процесс характерен для эволюционных изменений организма, второй – для процессов, происходящих при адаптации организма к циклическому действию слабых стрессовых воздействий (например, дыхательные тренировки с задержкой дыхания). Применяя терминологию учений Древнего Востока, к феномену таких информационных изменений, можно сказать, что в организм - <вселился новый дух>.

Генетическая информация организма, и понятие <дух>, будучи нематериальными субстанциями, могут быть отождествлены.

Представления философии Древнего Востока, что <Матерью духа, является дыхание>,<Убежищем дыхания является телесная форма>, <В отсутствии формы все смешано и переплетено, а дух и дыхание неотделимы друг от друга> находят объяснение в свете современной науки.

 

Дух - это

Понятие Дух первоначально имело исключительно религиозный смысл. Считается, что Дух есть высшая способность человеческой души, посредством которой человек познает Бога. Человеческий дух вмещает в себя Божественную благодать и является ее проводником для всех сил души. В Православной религии Дух включается в Святую Троицу – Бог, Сын и Святой Дух. В представлении верующих со Святым Духом связаны самые светлые и добрые ожидания.

Другое дело, когда речь идет о религиях Востока (Китая). Здесь понятие Дух теснейшим образом увязывается с понятиями дыхание и телесной формы, что существенно упрощает познание этого феномена.

К тому же, с давних времен, понятие Дух приобрело ещё и более широкий философский смысл, далеко выходящий за пределы религиозного понимания. Однако известная связь между религиозным и философским понятием духа сохранилась и в настоящее время. Все это дает дополнительную информацию, чтобы расширить горизонты познания понятия Дух.

Например, считается, что дух это сфера идеалов, что в духе человек поднимается до уровня своих  высших ценностей, что он мысленно освобождается от непосредственных потребностей и рутины повседневности.

Дух — это скрытое сокровище векового опыта, открывающееся через преодоление сиюминутных барьеров человеческой слабости, через его мобилизацию и сосредоточенность. Дух поднимает на ноги безнадежно больных, возрождает надежду к жизни. Именно дух позволяет расширить границы знаний и увеличивает потенциал человека. В экстремальных ситуациях Дух делает человека всемогущим. Понятие духа фиксирует ориентацию человека на отыскание устойчивых оснований своего бытия.

. Однако не следует забывать, что в ряде случаев человек может быть охвачен не только духом добра, но и в него может <вселиться и злой Дух>.

Взгляд на дыхание с позиции учений Древнего Востока и достижений современной науки.

Восточная медицина считает, что в каждом человеке имеются огромные резервные силы самовосстановления, разбудить которые всегда смогут собственные энергии Духа и Тела, если им помочь правильным питанием (физическая пища и духовное питание Космоса).

Издавна в Китае считали, что тело не просто материя или механизм. Человек и человеческий организм является частью мира как целого, связующим звеном триады небо-человек-земля (тянь-жэнь-ди), где <тянь-ди> обозначает космос (букв. небо-земля), а <жэнь> - это <человек>. Это представление о единстве макро - и микрокосма выразилось и в мифологии о происхождении мира и людей.

Более 2 500 лет назад в Китае, появилась идея о том, что человеческое тело включает в себе два типа существ (субстанций), обычно описываемых на английском языке как "души", которые называют хунь и по.

Хунь берет начало от неба (как бы из эфира), и входит и выходит из тела через врата хунь (hunmen, точка иглоукалывания BL-47); после смерти она отправляется на небеса.

По - имеет свое происхождение от земли (как бы от почвы), и входит и выходит из тела через дверь по (pohu, точка иглоукалывания BL-42), после смерти она возвращается в землю.

В древности считали, что развитие зародыша человека это - результат наличия по. Затем прибывает янская часть – хунь, а после рождения телесной формы, если ее питать, можно породить истинное дыхание. Если после рождения дыхания питать его, тогда входишь в сферу совершенной мудрости. В этом и заключается полная суть Пути питания жизни. (1).

Во многих трактатах Восточной медицины ключевыми словами являются – дыхание, дух, телесная форма. Несмотря на многочисленные варианты этого учения, в настоящее время два компонента из представленной триады доступны для научного понимания. Это понятие <телесная форма> и понятие <дыхание>.

Изучением телесной формы человека занимается медицина, биология и другие науки.

В “Тайной книге Высшего владыки” говорится, что <если стремишься контролировать форму, пребывая в миру, сначала должен воспитывать своё дыхание>.

<Если не будет дыхания, то нечем будет соединить души-Хунь и души-ПО потому, что телесная форма это - убежище, в котором пребывает дыхание. А дыхание - это оберег, который защищает телесную форму. Если стремишься контролировать форму, пребывая в миру, сначала должен воспитывать свое дыхание. Путь питания дыхания заключается в том, чтобы питать его, пока ты здоров, и тогда не будет дряхлости>.

<Дыхание подобно тончайшей нити. Коснёшься её, и порвется.

Дыхание подобно дымку. Попытаешься ухватить – рассеется.

Если не сможешь его питать, не сохранишь Путь телесной  формы.

Если не помогает питание дыхания, тогда принимают лекарство.

Если не помогает прием лекарств, тогда занимаются упражнением дыхания>.

Во многих трактах дается подробное описание способов питания дыхания.

Например, в “Записях Западных гор” говорится - <Будь послушен движению дыхания и гармонизируй дух. Каждый дыхательный цикл должен быть под контролем. Когда ты удерживаешь, не позволяя выходить наружу, тем самым закрываешь дыхание и упражняешь телесную форму>.

Согласно представлениям Древнего Китая все эти рекомендации объясняются тем, что в человеческом организме постоянно совершается превращение энергии ци. Этот процесс пронизывает весь космос и связывает с ним человека в единое целое.

В данном контексте <правильное> дыхание-ци связано как со структурой, так и с нормальным распределением энергетики всего организма, что выражается в виде способности организма противостоять болезням. Дыхание ци (букв. <пар>, <дух>), это энергия, которая поддерживает в человеке жизнь, а со смертью человека исчезает.

Современная наука считает однозначно, что вся энергия в организме производится в результате дыхания. Основными структурными элементами организма, генерирующими энергию, являются внутриклеточные органеллы – митохондрии. При старении организма производство энергии резко падает, а после смерти энергия уже не производится.

В понятие <правильное> дыхание входит и второй не менее важный компонент – это <распределение энергетики> в организме. Этому компоненту дыхания в учениях Древнего Востока уделяется огромное внимание. Изучением перераспределения энергии внутри организма занимается Восточная медицина.

Однако, кроме внутреннего перераспределения энергии, в жизни любого организма обязательно существует и регуляция энергетических потоков между организмом и внешней средой обитания. В процессе эволюционного развития организма происходят серьезнейшие изменения, направленные на приспособление организма к изменяющимся условиям среды. Это происходит благодаря внутренним перестройкам регуляторной информационной системы ДНК – генома организма.

В настоящее время энергии организма оценивается по его адаптационному потенциалу, т.е. по  способности организма быстро и адекватно приходить в равновесие с условиями среды.

Эта вторая функция феномена дыхания <правильное перераспределение энергии>,  связана с общими регуляторными механизмами, которые работают  как на клеточном, так и на организменном уровнях.

Таким образом, выясняется  двойственность процессов, выполняемых дыханием в организме  – а) производство достаточного количества энергии - косметическое самовосстановление организма, и б) радикальное самовосстановление организма – когда в процессе воздействия на организм неблагоприятных условий внешней среды, происходит отбор и дальнейшее тиражирование клеток адаптированных к новым условиям, и когда изменяется информационная система генома организма.

Процесс отбора и последующего тиражирования таких клеток может происходить также и из популяции клеток с адаптированными (мутированными) митохондриями. В этом случае энергетика организма будет восстановлена.

Исходя из этого, можно сделать вывод, о правомочности Древне-Восточной философии и медицины наделять <дыхание> сверхестественными возможностями и считать, что дыхание является <матерью Духа>.

В соответствии с вышесказанным была предложена концепция научного понимания дыхания, применительно к процессу самовосстановления организма (вариант циклической задержки дыхания).

Адрес сайтов Мельницкого Валентина Николаевича – http://melni-vn.narod.ru  , http://melnizky.narod.ru  .

Согласно представлениям автора, суть животворного влияния дыхания (задержка дыхания) на все процессы в организме сводится к следующему: При нормированной циклической задержке дыхания в организме кратковременно повышается концентрация углекислого газа. Возникает кратковременная гипоксия, при которой запускается механизм самоуничтожения больных, мутированных и недееспособных органелл и клеток. В результате этого, происходят – а) на клеточном и субклеточном уровнях - селективный отбор, по признаку высокого энергообеспечения и достаточной антиоксидантной защиты, б) на организменном уровне – самооздоровление и повышение адаптационных и резервных возможностей организма в пределах его генетической нормы реакции.

Это достигается за счет того, что на внутриклеточном уровне происходят процессы своеобразной модернизации всех энергопроизводящих систем клетки – митохондрий. Повреждённые, больные, мутированные и недееспособные органеллы рассасываются в процессе митоптоза или апоптоза – полное удаление всей клетки, если процесс её изменения или повреждения заходит слишком далеко.

Систематическое удаление мутированной мтДНК и внутриклеточных структурных повреждений удлиняет продолжительность жизни клетки и является залогом полноценной реализации генетических возможностей организма при его адаптации к неблагоприятным условиям среды.

Возможно поэтому, процессу дыхания в учениях Древнего Востока уделялось столь пристальное внимание, как в деле самовосстановления организма, так и при выявлении скрытых резервных возможностей организма.

 

Понятие “Дух” в свете современной науки.

       (Гипотеза).

Современные медицинская и биологическая науки всесторонне изучили механизмы дыхания и процессы, связанные с ним у разных живых организмов и человека в том числе.

Оказалось, что дыхание в штатном режиме не вызывает какого-либо особого радикального воздействия на организм. Поэтому гиперболизация дыхания в трактатах Древне- Восточной медицине не признается наукой Запада, а механизм дыхания, основанный на идеалистических концепциях <дыхание - телесная форма - дух> никогда серьёзно не изучался.

 В настоящее время, благодаря развитию биологической науки, и в частности исследований генетически запрограммированных механизмов самоликвидации больных, мутированных и недееспособных элементов живого организма, стало возможным по-новому посмотреть на дыхание как на инструмент, радикально преобразующий организм.

В работах автора высказана рабочая гипотеза, что при воздействии на организм неблагоприятных условий (кратковременная задержка дыхания в процессе тренировок), может происходить частичное выведение гомеостаза организма за пределы нормы. В больных, мутированных (вредные для организма мутации) и в ненужных клетках или их клонально размножившихся их копиях, на фоне снижения уровня АТФ и слабой антиоксидантной защиты, будет возникать гипоксия, и запускаться механизма клеточной гибели.

<Правильное> дыхание как бы очищает организм и переводит его на более высокий энергетический уровень за счёт повышения КПД всей массы энергопроизводящих элементов клеток - митохондрий. Одновременно происходит и удаление поврежденной структурной матрицы информационной системы ДНК больных клеток организма. Повышается возможность раскрытия потенциальных возможностей организма, благодаря полному проявлению его генетического потенциала.

<Правильное> дыхание - это дыхание организма в условиях умеренной стрессовой нагрузки, когда в здоровом организме возникает состояние кратковременной обратимой гипоксии, являющейся провокационным фоном для удаления всех поврежденных и ненужных элементов. В зависимости от длительности повторяемости и величины этой нагрузки, т.е. тренированности организма, уровень его самовосстановления может быть косметическим, радикальным или мобилизационным.

В результате такого дыхания непременно будет изменяться и клональный состав клеток за счет тиражирования экземпляров, более адаптированных к условиям неспецифического воздействия.

Фенотипические изменения будут происходить по формуле (генотип + внешняя среда + случайные изменения → фенотип).

Структурная матрица информационной системы новых клонально размножающихся копий фенотипа будет уже иной, в сравнении со структурой, которая была до начала действия умеренно повреждающего фактора.

Выражаясь Древне-Китайской терминологией, новая информационная система включает новый Дух в жизнь телесной формы того же самого организма.

Следует особо отметить, что включается только та информация, которая будет способствовать выживанию организма в новых условиях, т.е. информация полезных мутаций.

Известно, что информация не материальна (2). Она реализуется только через механизмы телесной формы (многочисленные промежуточные цепи метаболизма).

Считается, что организм является живым, если он имеет в своей структуре матрицу, способную поддерживать структуры этого же организма в стабильном (const) виде в течение определенного промежутка времени. (3).

Именно новая информационная система формирует и новую матрицу ДНК, меняет работу генов (4), а поэтому она становится материальной, т.к. сливается воедино со всем организмом (телесной формой).

Сама же информация может видоизменяться либо за счет отбора (селекции) полезных мутаций, либо за счет удаления клонально размножившихся больных мутированных (вредные мутации) и недееспособных клеток. Первый процесс характерен для эволюционных изменений организма, второй – для процессов, происходящих при адаптации организма к циклическому действию слабых стрессовых воздействий (например, нормированные дыхательные тренировки с задержкой дыхания).

Говоря о процессе эволюционного развития организмов, под термином <правильное > дыхание следует понимать механизм постепенного включения в генетическую программу организма новой информационной матрицы за счет полезных мутаций. Если пользоваться терминологией Древнего Китая, то о таких изменениях внутри организма, когда в нем происходит цепь модификационных включений генетической информации, можно сказать, что в этот организм <вселился новый Дух>. Получается, что термин генетическая информация и термин Дух можно отождествить.

Современное научное представление об информации очень точно сформулировал Норберт Винер - "отец" кибернетики. А именно: <Информация - это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств>.

 Сама по себе информация, как и Дух, считаются субстанцией нематериальной. Потребность в обновлении информации появляется только при изменении условий жизни (внешней среды), когда и запускаются многоступенчатые процессы, приводящие к адаптации организма. Как правило, эти процессы проходят в условиях умеренной гипоксии, т.е. при определенном повреждении энергопроизводящей системы организма – митохондрий. При адаптации организма производство энергии восстанавливается. Вот почему во всех Древне-Восточных учениях считалось, что <матерью Духа является дыхание>.

В “Тайной книге Высшего владыки” говорится, что - <Если не будет дыхания, то нечем будет соединять души-Хунь и души-По потому, что телесная форма это - убежище, в котором пребывает дыхание. А дыхание - это оберег, который защищает телесную форму>.

Таким образом, жизнь организма зависит от трёх взаимно переплетённых составляющих – субстанций: 1.телесной формы (удерживает свою, характерную для данного организма (информационную матрицу – Дух) и превращает его в материальную силу),

2.правильного <дыхания>, в результате которого появляется, селектируется и вводится новая информация - т.е. третья субстанция, формирующая Новый Дух.

3. Новый Дух (модификация Старого Духа) привносит только ту информацию, которая будет способствовать выживанию организма в новых условиях.

Данные выводы никак не противоречат исследованиям современной философии, т.к. понятие Дух там рассматривается, как субстанция качества и индивидуальности самого человека.

Понимание слова Дух чрезвычайно многогранно. Это - и Абсолютный дух, и Божий дух, и Святой дух, это и Дух земли, Здоровый дух, Злой дух, Дух времени, Русский дух. Вспомните слова А.С.Пушкина -<   Там русский дух... Там Русью пахнет!>

В каждом понятии, как субстанции (сущности того, что лежит в основе), находятся и соответствующие материальные носители, в которые и включена информация разного качества. Например, материальным носителем генетической информации <Русский Дух> является Русский народ.

Все это подтверждает положение, что понятие <дух> относится к категории таких же понятий как и <полезная информация>, которая при адаптации организма повышает его энергетический потенциал или <вредная информация>, которая вызывает структурный хаос и деградацию организма.

Теперь становится понятным, почему <правильное> дыхание, так широко использовалось как в Древне-Восточной медицине (в качестве основного инструмента оздоровления и развития потенциальных и резервных возможностей организма), так и во всех философских учениях Востока.

 

О мудрости Святых Писаний Древнего Востока

Восточные мудрецы говорят, что все прекрасные и ценные вещи скрыты под покровом тайны, а добыча драгоценных камней и золота требует переработки огромного количества породы. Вообще все, что является ценным, нам нужно искать с мотыгой мудрости и понимания.

В “Волшебной книге нефритового цветка”, в “Записях Западных гор” (смотреть ссылку 1), написанных 22 века назад, говорится, - <

1. Матерью духа является дыхание.

2. Убежищем дыхания является телесная форма. ..

3. Упражняя дыхание, образуют дух. 

4. Упражняя телесную форму, образуют дыхание.

5. Посредством истинного дыхания следует наводить порядок в организме

6. Совершенствующийся в питании телесной формы питает свое дыхание

7. Люди, практикующие Путь, имеют широкие взгляды и многосторонние знания.

Все эти постулаты в отдельности могут быть недоступны нашему пониманию. Однако если на них посмотреть как на связанную систему, в которой в настоящее время с научной точки зрения нам понятны уже два компонента – (телесная форма и дыхание), и отчётливо просматривается третий компонент – дух, то станет понятно – какую важную информацию нам, людям 21 века, передадут наши предки из седых глубин Древности. Это специальный разговор, и о нём мы будем говорить отдельно. Задача этого сообщения – раскрытие и научное понимание сущности этой системы.

Идея использования древних знаний для решения сложных проблем современности была недавно обсуждена Каменским С.И. (5). Автор правильно считает, что аксиомы и постулаты в чистом виде лежат в основе математики и логики. Во множестве же других научных дисциплин их роль чаще выполняют базовые законы, численность которых крайне ограничена. К тому же в гуманитарных науках, в силу наличия множества субъективных факторов, такой аксиоматический фундамент отсутствует. Здесь вся проблеме упирается в поиск связей между явлениями Природы. В этом деле и могут быть использованы опыт и принципы, установленные и мудро зашифрованные изучении сложных явлений Природы в понимании Древних Цивилизаций. Вот почему интересно взглянуть на старинные постулаты с позиции известных знаний современной науки. Это поможет скорректировать, а может быть и получить новые знания.

Расшифровка постулатов древности

1.< Матерью духа является дыхание>. Это можно понимать так:

В результате гипоксийных дыхательных тренировок (циклическая кратковременная задержка дыхания) в организме формируется кратковременная обратимая гипоксия. В больных, мутированных и поврежденных митохондриях запускается митоптоз (самоликвидация органелл) или апоптоз (самоликвидация клетки). Происходит самовосстановление организма (косметическое, радикальное или мобилизационное). В результате – а) возрастает уровень энергетики организма, б) изменяется популяционный состав клеток за счет прекращения тиражирования недееспособных клеток и удаления из клональных копий.

Изменение популяционного состава клеток ведет к изменению информационной системы ДНК. Таким образом, <матерью духа (новая информационная система генома), является дыхание>.

2. . <Убежищем дыхания является телесная форма>. Это можно понимать так: Дыхание – многозвенный процесс биохимических реакций проходящих в организме. Частным случаем процессов дыхания является запуск <правильного дыхания> с образованием последующей кратковременной гипоксии, которая запускает механизм самовосстановления организма. Без организма не может быть дыхания. Таким образом, терминология учений Древнего Востока - <Убежищем дыхания является телесная форма> является научно корректной.

3.<Упражняя дыхание, образуют дух>. Это можно понимать так: В процессе гипоксийных тренировок разной интенсивности, (длительность по сроку, интенсивность занятий) в организме будут иметь место и разные уровни его самовосстановления (косметическое, радикальное, мобилизационное). При тренировках будет нарастать качественные и количественные составляющие информационного обеспечения генома, т.е. формироваться <новый дух>.

Поэтому постулат Древнего Востока, <Упражняя дыхание, образуют дух> нам вполне понятен.

4. <Упражняя телесную форму, образуют дыхание>. Это можно понимать так: Если сравнить уровень тренированности новичков и мастеров, постигших вершины Йоги, Цигун и др. нормированных гипоксийных воздействий на организм, то мы увидим, что адаптационные возможности хорошо тренированных людей существенно превышают адаптационный потенциал не тренированных. У первых, как правило, полностью отпадает необходимость в медицинском обслуживании. Древняя медицина абсолютно права, когда утверждает - <Посредством истинного дыхания следует наводить порядок в организме>.

 Йоги – продукт Образа жизни человека. Йоги не лечат болезни, они постоянно совершенствуют себя, создают Здоровье. При постепенном, систематическом Самовосстановлении организма в их теле происходит полное Самооздоровление, и Здоровье становится эталоном для подражания.

Совершенно бесспорно, и то, что, <Упражняя телесную форму, образуют дыхание> или <Совершенствующийся в питании телесной формы питает свое дыхание>, а также, что <Люди, практикующие Путь, имеют широкие взгляды и многосторонние знания>.

 

Заключение

Данная статья написана в духе терминологии Древневосточной философии. Она не предназначена для легкого и быстрого чтения. Хотелось бы, чтобы она отразила дыхание нашего времени, дух поступательного движения науки.

Эта статья должна напомнить всем нам, что, независимо от уровня развития, состояния здоровья, возраста, уровня жизни и многих других факторов, мы все являемся живыми организмами и поэтому обязаны уважительно относиться к Законам Природы, которые влияли на жизнь человека как во времена глубокой древности, так и сейчас.

 

С с ы л к и

1. Ши Цзюньу. Собрание истинных записей бессмертных с гор Сишань. osh.rupedia/liter/east/undying.shtml копия

2. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. М., 1968. С. 201.

3. Соколов А.В. Информация: феномен? функция? фикция? // Философские науки. 1990.

4. . Йога и медитация изменяют работу генов - Медицинская библиотека.medlinks.ru › article.php?sid=33144

5. Каменский С. Древние знания - на службу современности  politicon1.at.uaforum/61-1004-1

 

Мельницкий Валентин Николаевич     4/5/2011

 

 

На Главную

 

Hosted by uCoz